Печать

18-20 июня 2012 г. Первая международная научно-практическая конференция «Человек с нарушениями в развитии и общество: новые направления в поддержке коммуникации», Санкт-Петербург

18 июня

Выступление Анны Артамоновой

Аудио

А.Ю. АРТАМОНОВА: Коллеги, я бы хотела начать свой доклад с рассказа об основном организаторе конференции — это социальная школа «Каритас», организация дополнительного профессионального образования. 

aa 5-250

Сама организация социальная школа «Каритас» работает в Петербурге уже 12 лет в сфере помощи социально-незащищенным слоям населения. С 2009 года школа занимается вопросами, связанными с обучением специалистов, профессионалов, которые работают в области помощи людям с нарушениями. В частности, людям с умственными нарушениями. Школой проводятся разного рода обучающие мероприятия: семинары, супервизии, образовательные курсы и конференции, которые тем или иным образом связаны с этой темой. Мы гордимся тем, что в этом году в октябре была проведена общероссийская конференция, посвященная вопросам поддерживаемого проживания, куда приезжали люди из разных концов России. И вот недавно по итогам был издан сборник материалов.

Теперь несколько слов об истории возникновении идеи этой конференции. На самом деле сама идея появилась около года назад, когда в социальной школе «Каритас» состоялся семинар уважаемой коллеги из Англии, логопеда Химали де Сильва. Этот семинар был посвящен вопросам поддержки коммуникации людей с множественными нарушениями в развитии.

Кроме семинара Химали параллельно в школе также было проведено несколько семинаров польскими коллегами: Мария Пищик, кандидат педагогических наук, известная в Польше как профессионал в этой области, и Мария Квитковска приезжали в Петербург и работали с достаточно большими группами практикующих специалистов.

После этой серии семинаров мы пришли к выводу, что данная область работы является очень актуальной. Огромное количество вопросов и заявок на семинары как-то нас натолкнуло на мысль, что необходимо мероприятие более масштабное, в котором более широкий круг аудитории мог бы с этими вопросами познакомиться.

Вторым таким шагом к подготовке этой конференции была рабочая поездка в Польшу и Германию зимой этого года, где нам удалось посетить несколько учебных заведений, практически работающих с людьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с людьми с двигательными нарушениями. И среди них мне хотелось бы упомянуть два, которые на нас с коллегой произвели огромное впечатление. Это школа для детей с множественными нарушениями в городе Краков, и школа номер 109 в Варшаве для детей с множественными нарушениями и для детей с двигательными нарушениями. Вот, собственно говоря, я бы хотела, представляя коллег из Англии и из Польши, сообщить о том, что мы очень рады возможности видеть вас здесь. И мы надеемся, что мы сможем перенять для себя опыт вашей работы, что это будет полезно для нас и для вас.

Это была предыстория конференции. Теперь я хочу сказать о содержании, о названии, и о некоторых идеях, которые лежат в её основе.

Мы долго думали о названии конференции, изначально планировали её как конференцию по методам альтернативной коммуникации. Но потом, размышляя о слове «коммуникация», подумали о том, что коммуникация как таковая немыслима без идеи взаимообратности. Александр Петрович об этом сказал несколько слов передо мной. Мы понимаем под коммуникацией — и нам кажется очень важным не забывать об этом, — не только некоторый набор методик, технологий, техник работы, но и работу общества по изменению своего сознания. И для того, чтобы коммуникация состоялась, важно не только высказать что-то, но важно иметь возможность быть услышанным. Нам бы хотелось, чтобы в ходе конференции, в ходе мастер-классов, которые вы будете посещать, эта идея оставалась при вас, она кажется нам очень значимой, очень важной.

Несколько слов о методах. Когда мы планировали конференцию здесь, мы думали о том, что важно, чтобы в конференции были отражены, с одной стороны, наши отечественные наработки, отечественный опыт в области поддержки коммуникации. И у вас будет возможность познакомиться с этим опытом, в рамках пленарного заседания сегодня будут прочитаны несколько докладов, посвященных этому вопросу. Кроме того, в последний кофе-брейк здесь и в маленькой аудитории справа будет проходить постер-сессия. И на постер-сессии будут представлены в виде небольших докладов работы практиков из разных учреждений России.

Направление альтернативной коммуникации в мире развивается активно и давно. И школ, областей, которые в этом направлении работают, достаточно много. То, на чем мы бы хотели сфокусировать внимание – это область поддержки коммуникации в раннем возрасте, отношения между мамой и ребенком на ранних этапах его развития. Второй аспект — это коммуникация с людьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, области поддержки в этой области.

Важная тема, по информации о которой в России существует мне кажется, очень большой дефицит — это область помощи людям с нарушениями в области глотания и питья, и это тема, которую представят Химали в одном из мастер-классов в конце конференции.

О чем бы мне хотелось еще сказать. Мне кажется, что сама тема конференции может быть еще очень важна в связи с той ситуацией, которая сложилась в последнее время здесь в Санкт-Петербурге и в России в целом. Это ситуация, которая касается обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Вы знаете из истории, что эта категория детей на протяжении долгого времени признавалась необучаемой и большинство этих детей находились в той или иной степени в учреждениях социальной защиты. Последние годы, и мы с коллегами этому очень рады, в Санкт-Петербурге эта ситуация начинает меняться. В школах появляются классы, в которых принимают детей с комплексными нарушениями, детей с глубокой степенью умственной отсталости. Более того, и это тоже такое радостное событие, вышло Положение, по которому с этого года необходимо создавать классы, обучать детей, которые проживают в учреждениях соцзащиты, я говорю сейчас про детишек с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Так, я знаю, что в Павловском интернате по инициативе благотворительной общественной организации «Перспективы» создана школа, в которой такого рода работа начинает вестись. Я знаю, что такого рода работа ведется в школе «Динамика», в школе №34. И мне кажется очень важным, что у нас сегодня есть возможность говорить об этом, называть друг друга, может быть узнавать друг друга в связи с этим.

Коллеги, я, заканчивая свой доклад, хочу от лица социальной школы «Каритас», от своего лично поблагодарить в первую очередь наших гостей, участников конференции, приехавших сюда, поблагодарить организаторов конференции, организаторов и со-организаторов, я еще раз их перечислю. Кроме социальной школы «Каритас» это: «Альтернативная коммуникация», её представляет Виктория Львовна Рыскина; Институт раннего вмешательства, наши уважаемые партнеры; и, собственно говоря, место, где мы находимся — факультет коррекционной педагогики имени Герцена. Также хочу поблагодарить вас за участие, за интерес к проявленной теме. Хорошей работы, успешной конференции! Спасибо большое!

Аплодисменты