18-20 июня 2012 г. Первая международная научно-практическая конференция «Человек с нарушениями в развитии и общество: новые направления в поддержке коммуникации», Санкт-Петербург

18 июня

Выступление Альдоны Мысаковска-Адамчык

Альдона Мысаковска-Адамчык: педагог, логопед, терапевт ААС, координатор Команды Ранней Поддержки при Комплексе специальных школ №109, Варшава, Польша.

Аудио

А.МЫСАКОВСКА-АДАМЧЫК: Здравствуйте, меня зовут Альдона Мысаковска-Адамчык. Я живу и работаю в Варшаве, в Польше.

(Дальше через переводчика)

aldona 150

Я очень рада, что здесь так много говорилось о коммуникации как основе развития и счастливой жизни ребенка и любого человека. Эта тема уже поднималась в предыдущих презентациях и она еще будет не раз вспоминаться, но я поговорю немножко о другом — о построения взаимодействия с родителями ребенка.

Я работаю в школе ранней поддержки развития, директором которой является пани Малгожата. В 2006 года в этой школе возникла группа ранней поддержки развития, которая была первой в направлении образования. Долгие годы существовали реабилитационные центры, но они больше сосредотачивались на медицинской стороне проблемы, на физической поддержке развития и поддержке медицинской.

С 2005 года действует распоряжение Министра образования, которое разрешает создание центров ранней поддержки развитии при школах и образовательных учреждениях. Уже существует 15 таких центров в Варшаве, у нас, наверно, самый крупный центр, в его состав входят 2 нейрологопеда, 2 психолога, реабилитант, а также родители детей.

Какая специализация у нашего центра? Мы сосредоточены, прежде всего, на работе с неговорящими детьми, и поэтому именно к нам, в наш центр, попадают такие дети. Это, прежде всего, дети с ДЦП и аутисты, это две главные группы. А также с генетическими нарушениями, и с множественными нарушениями, связанными с этим. Наша деятельность расчитана на 8 часов терапии в месяц. Она имеет два направления, первое — это помощь в развитии ребенка, а второе — это поддержка родителей. Мы считаем, для нас это очень важно, чтобы в эту терапию необходимо включение семьи в эту терапию. А с другой стороны, для нас это тоже важно, чтобы эти занятия были не в кабинетах, не в классах, а в виде игры и занятий. Когда мы работаем с маленьким ребенком, мы считаем необходимым обратить внимание на то, как взаимодействует с ним семья. Дело в том, что связь ребенка с матерью, с родителями естественна, и мы должны этим пользоваться. Дома возникает множество ситуаций, которые мы не сможем воспроизвести в учреждении. Мы действуем для того, чтобы создать нормальные, повторяющиеся условия для коммуникации, потому что именно в семейной среде возникают такие ситуации, когда ребенок просто вынужден коммуникацию устанавливать. Терапевты развивают такие навыки, создают такие ситуации, которые в повседневной жизни повторяются довольно часто. В связи с этим наши терапевты после трехлетней работы выработали направления работы с родителями.

Я бы хотела здесь, во время этой презентации, представить такие сигнальные направления и показать фотографии, а более подробную информацию вы найдете уже в печатном материале.

Мы начинаем свою работу с предварительной консультации с родителями, потом приглашаем родителей участвовать в занятиях, и приглашаем их, чтобы родители участвовали в игре с ребенком, а мы лишь оказываем ему поддержку. Т.е. каждый пункт программы мы оговариваем, мы консультируемся, мы приглашаем также на школьные встречи. Мы стараемся посещать ребенка дома и также создаем условия для таких  общих мероприятий с родителями. Целью нашей работы является поддержка через создание таких естественных условий действия и коммуникации. Но также важным элементом программы является подготовка обстановки, в которой функционирует ребенок, подготовка родителей для того, чтобы они могли общаться с ребенком. Целью нашей работы является включение родителей ребенка в повседневную социальную жизнь, чтобы при этом они себя чувствовании нормальным членом общества, счастливым членом. И если время нам позволит, мы эту программу сейчас рассмотрим.

Предварительная консультация до начала диагноза — это установка каких-то потребностей, нужд семьи, начало нашего общего пути. После осмотра ребенка мы составляем индивидуальную программу терапии и приглашаем ребенка и его родителей для участия в занятиях. Мы стараемся, чтобы эта встреча носила характер игры, чтобы ребенок не испытал травму, не почувствовал, что он приходит в какое-то учреждение, где будут его исправлять. Мы стараемся показать, как использовать эти игры для повседневной коммуникации.  Родители учатся этим занятиям и они видят, как мы моделируем игру, как мы моделируем ситуацию в игре. И мы каким-то естественным образом пытаемся включить родителя в игру, чтобы он был одним из участником этой игры. Очень важно присутствие родителя, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребенку.

(Показ фотографий)

Часто родители находятся рядом с ребенком потому, что ребенку нужна эта эмоциональная поддержка, а иногда родители предпочитают посмотреть со стороны, как мы играем с ребенком.

Мы также стараемся, чтобы это было не просто наблюдение, чтобы как можно скорее родитель включился в эти занятия. Например, помог подержать игрушку, или взял на себя роль в игре. Мы также приглашаем братьев и сестер, потому что это окружение в семье, оно то же самое должно быть и на наших занятиях. Также бабушек и дедушек, чтобы все видели, как можно нормальным, обычным способом играть с ребенком. Ну и по мере готовности родителя мы приглашаем его самого вести занятие, но уже при нашей поддержке. Часто оказывается, что недостаточно смотреть со стороны, а нужно самому включиться, чтобы научиться не выручать ребенка, не делать что-то за него, а стимулировать, чтобы он что-то делал сам. Вот фотография родителя, который играет с ребенком. Папа, который долго стоял в стороне, но вот наконец он сам стал играть с ребенком. Еще здесь есть мама, два брата и сестра. Сестра уже научилась этому участию, она сидит и ждет своей очереди после брата, у которого есть своя идея новой игры. И вот вся семья. А вот мама, которая ведет занятие не только со своим ребенком, но и с ребенком другой женщины. И папа, который ведет занятие по чтению. Очень важно для нас, чтобы родители свободно чувствовали себя в этой ситуации и ощущали свою компетентность как равноправные партнеры.

Большинство наших занятий индивидуально. По крайней мере, это так на начальной стадии терапии, но потом как только появляется такая возможность, мы стараемся сразу включить ребенка в групповые занятия. Таким образом развивается навык общения не только с терапевтом и родителями, но также со своими ровесниками или другими людьми. Получается и для ребенка, и для родителей это тренинг общения в социальной группе. Очень много пользы для самого родителя. Родитель видит своего ребенка на фоне других детей, поэтому у него формируется объективный взгляд на ребенка. Ему тогда легче ставить реалистические цели и легче понимать уровень развития своего ребенка. Это для многих оказывается очень удачным способом развития навыка коммуникации и поддержки терапевта и поддержки других родителей.

На таких групповых занятиях важна эмоциональная поддержка, потому что важна сама атмосфера, потому что это должна быть атмосфера доброты, доброжелательства, и она должна доставлять радость. И мы стараемся при этом использовать естественные ситуации, моделировать те ситуации, которые возникают в жизни. Мы стараемся, чтобы сами родители раскрылись для этой игры, чтобы они могли быть партнерами ребенка в этой игре. Эта игра, эта радость, которая при этом возникает, она создает условия для коммуникации. Мы стараемся организовывать ситуацию так, чтобы ребенок смог почувствовать свою дееспособность, способность, свою активность в общении и в коммуникации. Мы стараемся, чтобы родитель смог поверить в ребенка, даже если ребенок сам не дышит, не может двигаться, что он когда-нибудь сыграет в пинг-понг.

Мы всегда устраиваем разные праздники, как в жизни. Вот, например, день рождения директора так же, как в жизни, очень важный праздник. А вот это игра в замену родителей и попытка общаться не со своим ребенком, что оказывается очень сложным моментом.

Важным следующим моментом является обсуждение терапии, мы оговариваем каждый пункт, он очень детально оговаривается. На этих встречах родители имеют возможность задать любые вопросы, выразить все свои сомнения. И мы вместе формируем общий взгляд, общее понимание вот этого ребенка. Когда мы обсуждали терапию с родителями, мы поняли, что здесь недостаточно наблюдений и каких-то советов, здесь очень важным оказывается теоретическое знание.

И т.о. мы выработали целый цикл школьных встреч для родителей, обучающий цикл. Примерно 4-8 таких встреч за учебный год происходит. Это и краткие лекции, и много курсов, мастер-классов. Не буду дальше говорить, вы всё это сможете прочесть у меня в статье. А те, кто придут ко мне на мастер-класс в среду, смогут ощутить себя в роли наших родителей, с которыми мы работаем на обучающих курсах, мы поработаем точно также. Мы стараемся, помимо того, чтобы просто передать знания родителям, мы хотим зародить в них убежденность, что они действительно понимают, что они компетентны, что достаточно с нашей стороны лишь немного поддержать их, и они станут лучшими специалистами по собственному ребенку.

Мы стараемся, чтобы родители научились понимать то, что понимает ребенок. В том случае, если ребенок не может говорить, а ему надо что-то сказать, родитель должен это понимать.

Мы группируем, раскладываем по порядку игрушки и рассматриваем, как их можно использовать в повседневной коммуникации. После наших занятий родитель действительно становится более сильным, более компетентным, и он может указать большую помощь и поддержку своему ребенку. Он оказывается более разумным, более сведущим партнером по коммуникации, который точно знает, что нужно ребенку и как его включить в будущую жизнь в обществе.

Следующий пункт — это визиты домой, я не буду подробно об этом говорить, но речь идет о том, что мы стремимся понять среду, окружение, в котором живет ребенок.

И последний очень важный пункт — это общие групповые действия тех семей, которые приходят к нам на консультации. Например, организация пикников, разных праздников и даже постановка спектаклей и концертов. Это включает родителей в планирование деятельности, чтобы они сами чувствовали себя активными участниками.

Результатом становится то, что мы готовим родителя так, что, когда он приходит в школу, он прекрасно понимает, что его ребенку нужно, он больше это осознает. Самый важный результат — родитель остается с убежденностью, что если даже у его ребенка ограниченные возможности, всё равно есть возможность жить нормальной и достойной жизнью,  его ребенок это может.

(Показ фотографий)

Аплодисменты