Международная научно-практическая конференция «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития», 27-29 ноября 2013 г., Санкт-Петербург

Интервью с Н. Яковлевой, 28.11.13

Наталья Николаевна Яковлева — к.п.н., зав. каф. специальной (коррекционной) педагогики СПБАППО, Санкт-Петербург.

Беседу ведет Лариса Косулина.

Наталья Яковлева

Аудио

 

Видео (фрагмент интервью)

 

Л. КОСУЛИНА: Наталья Николаевна, что вызвало наибольшие споры, разногласия во время обсуждения в Вашей группе?

Н. ЯКОВЛЕВА: Наибольший спор вызвало образование детей с глубокой умственной отсталостью, потому что те образовательные области, которые предлагаются в стандарте, их восемь, на наш взгляд не совсем соответствует тому уровню физическому и психофизического развитию данной категории детей, чтобы именно эти образовательные области могли каким-то образом определять содержание образования этой категории детей.

Л. КОСУЛИНА: А что было трудным в понимании друг друга? Если возникает спор, то это, как правило, потому что люди, либо не могут понять друг друга, либо не могут с чем-то согласиться, принять другую точку зрения. Что труднее всего было в этом разговоре?

Н. ЯКОВЛЕВА: Некоторые разночтения в понятийном аппарате.

Л. КОСУЛИНА: Т.е. нет единого понимания чтó такое множественные нарушения?

Н. ЯКОВЛЕВА: В первую очередь, что такое множественные нарушения в развитии, и что в этой категории детей их нельзя определять каким-то одним образовательным кодом.

Л. КОСУЛИНА: Словами сегодня происходило такое прощупывание, как я понимаю…

Н. ЯКОВЛЕВА: Скорее всего, да.

Л. КОСУЛИНА: И попытка найти взаимопонимание хотя бы на уровне основных понятий.

Н. ЯКОВЛЕВА: И попытка найти взаимопонимание на уровне основных понятий. Второе наверно немаловажное — это выработать некоторые предложения, которые помогут составить стандарт, адекватный возможностям данной категории детей.

Л. КОСУЛИНА: Как вы думаете, завтра еще у вас предстоит работа, вам удастся подойти к этому стандарту? Я понимаю, что два с половиной дня работы секции это совершено невозможно, чтобы за это время что-то действительно глобальное создать. Но то, что вы делаете может ли стать основной для разработки этих стандартов?

Н. ЯКОВЛЕВА: Вы знаете дело в том, что стандарт в основном разработан. И разработчики очень здорово потрудились, очень много сделали для того, чтобы стандарт, то содержание, которое в стандарте заложено оно адекватно воспринималось коллегами не только из Санкт-Петербурга, но и из других регионов. И разногласия скорее возникли в бóльшей степени наверно из-за того, что недостаточно четко, недостаточно полно определен, как я уже сказала, категориальный аппарат. И второе, нашей задачей было не критиковать стандарт, а внести некоторые свои предложения, свое видение того, что еще должно быть прописано в стандарте. И вот после сегодняшних таких бурных дебатов было внесено предложение перед завтрашним заседанием продумать эти предложения, оформить их в письменном виде, завтра озвучить на нашем симпозиуме, внести некоторые поправки, может быть доработать. И эти рекомендации, эти предложения направить и в министерство образования, направить разработчикам программы для того, чтобы можно было какие-то позиции уточнить и конкретизировать. Поэтому на наш взгляд, несмотря на такой бурный спор, думаю, что какие-то конкретные предложения должны быть в стандарте. Они будут если не приняты, мы не имеем на это полномочий, то, по крайней мере, они будут определены и отправлены в соответствующие органы, которые могут принять это решение.

Л. КОСУЛИНА: Это будет очень хорошо, и я думаю, что работа ваша она будет не бесплодной в этом плане.

Н. ЯКОВЛЕВА: Нам кажется, что нет. Поскольку очень много интересных предложений звучало, предложения достаточно конструктивные. И самое важное, что люди, педагоги наши, родители, которые присутствовали на обсуждении стандартов, они очень заинтересованы в том, чтобы этот стандарт вышел. Поскольку, я еще раз повторюсь, это первая попытка, когда наше законодательство в какой-то степени обязало, в законе об образовании прописало, что для детей с ограниченными возможностями здоровья стандарт должен существовать. Он должен быть иным, с иными условиями реализации программ, что эти программы должны быть адаптированы, это должно быть обязательно написано в федеральном государственном стандарте. Поэтому я думаю, что вот в этом случае всё, что происходило на сегодняшнем нашем симпозиуме, то, что произойдет завтра оно будет очень значимым для образовательной системы, для тех, кто принял в этом принял участие даже с позиции понимания того, что должно происходить в образовании.

Л. КОСУЛИНА: Спасибо большое!