Международная научно-практическая конференция «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития», 27-29 ноября 2013 г., Санкт-Петербург

Интервью с Анастасией Рязановой, 29.11.13

Анастасия Владимировна Рязанова — руководитель проекта, Программа «Пространство общения» БФ «Жизнь семьи», МОО «Дорога в мир», Москва

Беседу ведет Лариса Косулина

Анастасия Рязанова 

 Аудио

 

 

Видео

 

Л. КОСУЛИНА: Настя, я очень рада, во-первых, что ты приехала на конференцию, ты наш такой постоянный участник наших разных мероприятий. Хотелось бы узнать о твоих впечатлениях, что здесь происходит, как ты вообще чувствуешь себя и как атмосфера на этой конференции? Действительно ли она актуальная, нужная, и что здесь вообще происходит, и будет ли какой-то толк от этого?

А. РЯЗАНОВА: Я вообще очень рада приглашению и действительно рада нашему многолетнему сотрудничеству Социальной Школы Каритас, и вообще здóрово, что на этом поле вы существуете. И что очень важно, что Социальная Школа Каритас одно из таких мест, которое кристаллизует вокруг себя сообщество. И здóрово, что действительно состоялась первая конференция посвященная детям и работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, с семьями. Это здóрово, замечательно, поэтому чувствую я себя хорошо. Потому что, действительно, сообщество только еще формируется, и даже по этой конференции видно, что мы внутри этого сообщества еще не до конца договорились, что же это за группа ребят, какие у них потребности образовательные. Но то что такой замах и мы здесь обсуждаем федеральные государственные стандарты, и обсуждаем какие-то конкретные практические ходы и технологии — это здóрово, замечательно. И то, что разные люди могут поучаствовать в разных симпозиумах, в разных частях работы этой конференции, мне кажется это прекрасно, здóрово, я думаю что это будет полезно.

Л. КОСУЛИНА: Насколько я поняла из того, что ты говоришь, сегодняшний день где-то на уровне вхождения в единое поле, в единое понимание проблемы и выработки…

А. РЯЗАНОВА: По крайней мере, да, обозначения, что это поле существует. Да, стало понятно, что здесь появились люди из разных городов России, которые начали работать. Я думаю, что здесь конечно далеко не все организации представлены, которые вообще в этой области работают. Но, тем не менее, что это поле как-то начало очерчиваться, и начало очерчиваться не только как чисто вот такое поле социальной работы, социального сопровождения и ухода, а что оно стало очерчиваться как поле образовательное. Ну и соответственно постепенно появляются люди, которые начинают работать и думают в этой области — это здóрово, да.

Л. КОСУЛИНА: Скажи, Настя, там, где ты работаешь, актуально обучение?

А. РЯЗАНОВА: Да, мы занимаемся обучением. Наша история такова, что мы сначала боролись за реализацию обучения именно этой категории детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Вместе с родителями мы это делали. Специалисты, как часть коллектива сотрудников Центра лечебной педагогики, это в Москве одна из таких пионерских организаций, которая продвигает идею обучения этой категории детей. А сейчас, на данный момент, мы вышли из государственной системы и мы делаем такую программу социальной адаптации, пространство общения, и она в основном ориентирована на детей с тяжелыми множественными нарушениями. Конечно, мы понимаем, что обучение — это естественная часть помощи и сопровождения ребенка. Для нас это очень актуальная тема, я очень рада, что такая конференция состоялась, это, мне кажется, хорошее начало для того, чтобы дальше двигаешься.

Л. КОСУЛИНА: Каковы перспективы развития обучения детей в нашей стране? Закон только недавно вышел. Какие перспективы? Когда нам можно ждать результатов этой работы для того, чтобы все дети…

А. РЯЗАНОВА: Будут учиться, да?

Л. КОСУЛИНА: По закону они имеют право.

А. РЯЗАНОВА: Да, и по конвенции, и по закону они имеют право. И наша такая общая задача  чтобы это случилось как можно быстрее, но как можно более разумно, и в соответствии с действительными потребностями этих детей. Потому что мы также знаем, что этих детей стали несколько лет тому назад вовлекать в образовательную систему. Но то, что предлагается, не отвечает потребностям. Мне кажется, что на это уйдет некоторое время, для того, чтобы мы лучше поняли методы, для того, чтобы мы лучше поняли направление этой работы, выкристаллизовались… Мне кажется, что особенно важно — это область коммуникации, это область ориентированности в разных жизненных ситуациях, в семье. Для этой группы детей — это центральная задача. Как учить, как помогать родителям, как сопровождать, как взаимодействовать с семьей — это тоже часть этого всего процесса. Когда появятся результаты очень сильно зависит от нас самих, от тех людей, которые непосредственно эту работу осуществляют, и от тех людей, которые помогают составить такую методическую и законодательную базу, которая позволяет верхние законы и верхние декларации реализовать в конкретную жизнь. Потому что всё понятно, что в разных странах это происходит по-разному. Мы можем, мне кажется, вполне учится у тех стран, которые прошли в этом направлении определенный путь. Здесь присутствуют наши коллеги из Германии, из Польши, люди из Финляндии, это здóрово.

Л. КОСУЛИНА: Будем надеяться, что наша конференция даст тоже какой-то импульс, чтобы все-таки дети, любые дети, независимо от их психофизического стояния могли учиться и могли реализовывать свое право на образование.

А. РЯЗАНОВА: Да, и чтоб они могли, мы вот и в прошлый раз тоже об этом говорили, чтобы они могли реализовывать какой-то свой личностный потенциал, чтобы они могли быть воплощены в этом мире как личности, чтобы они могли здесь сообщать о своих желаниях, предпочтениях, чтобы мы подстраивались под это, чтобы мы искали им место в этой жизни. На это я очень-очень надеюсь.

Л. КОСУЛИНА: Спасибо, Настя, успехов!

А. РЯЗАНОВА: Спасибо!