18-20 сентября 2014 года в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена, на факультете коррекционной педагогики прошла вторая международная научно-практическая конференция «Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии»

Это вторая международная конференция, организованная ЧОУ ДПО «Социальная школа «Каритас» и факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена на тему помощи людям с серьезными нарушениями в общении. Вместе с петербургскими коллегами в конференции приняли участие представители разных городов и регионов России — Новосибирска, Тулы, Хабаровска, Архангельска, Северной Осетии, Перми, Пскова, Великого Новгорода, Москвы, Череповца и других городов, а также зарубежные коллеги из Норвегии, Швеции, Польши, Германии, США, Финляндии и Казахстана. Среди более 250 участников были педагоги, психологи, родители, логопеды, учителя — практики, использующие методы альтернативной коммуникации в поддержке неговорящих детей и взрослых. Было много представителей детских садов и школ, учреждений социальной защиты, в том числе и работающих с детьми с множественными нарушениями в детских домах-интернатах и психоневрологических интернатах.

Открыли конференцию проректор РГПУ им. Герцена В. З. Кантор, уполномоченный по правам ребенка С. Ю. Агапитова, представитель комитета по социальной политике С-Петербурга С.Н.Жарикова, декан факультета коррекционной педагогики А. П. Антропов, директор «Социальной школы Каритас» А. Ю. Артамонова. Ключевыми докладчиками на конференции выступили известный исследователь в области альтернативной коммуникации, профессор Университета Осло Стивен фон Течнер, профессор РГПУ им. Герцена И. В. Королева, консультант в области ААС в Германии и Канаде Надя Браунинг, польские преподаватели ААС Альдона Мысковска-Адамчик (член оргкомитета ISAAC) и Анна Валькович, финский логопед Кайса Мартикайнен, преподаватель специальной педагогики Стокгольмского университета Магнус Магнуссон, а также петербургский преподаватель и консультант ААС В. Л. Рыскина, профессор Ивановского университета Е. И. Исенина и основоположник научной школы отечественной онтолингвистики, профессор С. Н. Цейтлин.

На конференции работало 4 секции (Применение методов ААС в работе с детьми с нарушениями развития, Российские и зарубежные методы ААС, Теоретические психолингвистические подходы к развитию коммуникации у детей с нарушениями развития, возможности коммуникации с людьми, находящимися на ранних, (досимволических), «донамеренных» стадиях развития коммуникации) круглые столы (Образовательные программы и ААС, Профессиональная подготовка специалистов в области поддерживающей коммуникации, Помощь людям с нарушениями коммуникации в России и за рубежом), дискуссионные группы, постер-секция и небольшая выставка доступных в России технических средств коммуникации. Были проведены 16 мастер-классов российских и зарубежных специалистов, где можно было подробно познакомиться с методами и практикой работы с людьми с тяжелыми нарушениями коммуникации.

На секциях обсуждались вопросы обеспечения коммуникативной доступности, готовности общества к тому, что люди будут пользоваться альтернативными средствами коммуникации в магазинах и учреждениях, вопросы легализации использования альтернативных средств коммуникации в школах и аттестации детей, использующих эти альтернативные средства. Было подчеркнуто, что ААС соответствует Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, которая утверждает, что ограничения в области коммуникации, вызванные функциональными нарушениями разной природы, могут быть преодолены не только с помощью исправления и стимуляции речи, но и за счет альтернативных средств (жестов, картинок, электронных средств и т.д.). Это позволяет улучшить качество жизни, обеспечить большую активность и участие человека в социальной жизни.

В дискуссиях обсуждались вопросы о том, есть ли противоречие между развитием вербальной речи и параллельным использованием альтернативной коммуникации. Примечательно, что среди профессионалов, поднимающих вопросы о выборе между речью и альтернативной коммуникацией, было больше логопедов, в задачи которых всегда входило стимулировать речь всеми возможными способами, и применять какие-либо другие только в крайних случаях, когда речь «вызвать» невозможно. Об этом в частности шла речь в выступление логопеда О.Б. Сизовой «Альтернативная коммуникация или речь: обоснование выбора». Действительно, возможности «дополнения» и «расширения» означающих с большим пониманием встречают специалисты, не нацеленные в своей практике на исключительное развитие вербальной речи (психологи, специальные педагоги), а ставящих своей целью облегчить возможности общения с миром при помощи разных знаков, использование которых стимулирует развитие речи, а не затрудняет его.

На конференции было несколько сообщений, описывающих количественные и качественные исследования (С. Фон. Течнер, С. Н. Цейтлин, В. Л. Рыскина, И. В. Королева и др.) и подтверждающих важный факт: в некоторых случаях использование дополнительных знаков коммуникации способствует развитию речи, и во всех случаях  не вредит развитию речи, не мешает ей. Безусловно, эти вопросы еще будет подниматься не раз, в частности, из-за социального контекста, ожиданий и тревог родителей, а также и специфики обучения логопедов.

Примечательно, что поддержка альтернативной коммуникации в реабилитации детей и взрослых с комплексными нарушениями в РГПУ им. Герцена оказывается более всего кафедрой сурдопедагогики (в частности профессором И. В. Королевой).

Это особенно важно для российской коррекционной педагогики — ведь многие из тех, кто опасается использовать жесты и визуальные изображения для коммуникации с детьми, способными к продуцированию звуков и отдельных слов, ссылаются на то, что в свое время сурдопедагоги (1970-90-ые годы) настойчиво пытались избежать использование жестов с неслышащими детьми для того, чтобы не помешать вербальной речи. Эта важная тема, безусловно, требует дальнейших исследований и наблюдений.

Мастер-класс "Макатон в России, первые шаги" посетило 56 участников конференции. Внимание к теме растет, распространение этой языковой программы в стране становится все более реальным.

Участники секции «Возможности коммуникации с людьми, находящимися на ранних, (досимволических), «донамеренных» стадиях развития коммуникации» отмечают неразработанность области, крайне ограниченный доступ к информации по этой тематике, отсутствие российских исследований и принятой терминологии, отсутствие разработанных подходов в работе с детьми, находящимися на ранних (досимволических) стадиях развития коммуникации.

На многих секциях поднимался вопрос о подготовке персонала к работе с неговорящими детьми, трудностях, связанных с построением командной работы, об отсутствии готовности общества принимать альтернативные формы коммуникации.

Важно подчеркнуть, что многими докладчиками, выступающими и ведущими мастер-классов подчеркивалось, что коммуникация в самых разных формах — является как средством, так и целью общения, обсуждалась важность эмоционального контакта как базы для выстраивания отношений. Разъяснялись принципы и показывались примеры организации конкретных занятий — ритмичность, игра, зрительные опоры, эмоциональная насыщенность, разнообразие знаков. Самые активные участники смогли попробовать себя в роли педагогов и детей, так как часть мастер-классов включала элементы тренингов.

Многие из участников отмечали, что за последние годы выросло сообщество специалистов, практикующих ААС — применение альтернативных средств коммуникации. Этим специалистам важно и полезно объединяться и, возможно, присоединиться к международному обществу ISAAC уже не в роли отдельных специалистов, а как российское сообщество ААС.

Важным вкладом в развитие ААС в России было издание и презентация первого учебного пособия по ААС — Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию, Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен, Теревинф, 2014.

Благотворительный фонд «Оранжевый пингвин» (США), который начал деятельность по поддержке специалистов и родителей, нуждающихся в технических средствах для альтернативной коммуникации, также представил свою работу.

Участники конференции отмечали особенно важные проблемы, требующие скорейшего решения:

  • Право неговорящих людей на специальную помощь и оборудование, позволяющие им выражать себя, лучше понимать и быть понятыми, к сожалению, часто не соблюдается.
  • В функциональные обязанности специалистов, работающих с такими людьми, пока не входит предоставление альтернативных способов коммуникации, если они делают это, то по собственной инициативе.
  • Специалисты, в частности, логопеды, не «научившие говорить» людей с множественными нарушениями, но научившие пользоваться средствами альтернативной могут не считаться успешными.
  • Альтернативные средства коммуникации (жесты, карточки, планшетные коммуникаторы), даже если человек их использует, не находят активной поддержки в сообществе — семье, детских садах, школах, реабилитационных центрах, больницах.

Участники конференции приняли резолюцию.


РЕЗОЛЮЦИЯ

второй международной научно-практической конференции
«Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии»
18 — 20 сентября 2014 года
Санкт-Петербург

Принимая во внимание представленный на конференции успешный российский и зарубежный опыт применения методов альтернативной и дополнительной коммуникации в развитии навыков общения, улучшении социальной адаптации и повышения качества жизни людей с нарушениями в развитии, участники конференции рассматривают альтернативную и дополнительную коммуникацию частью эффективной образовательной и социальной политики государства в отношении инвалидов и людей с серьезными проблемами коммуникации. Участники рекомендуют всем социальным, образовательным и здравоохранительным учреждениям, а также местным, региональным и центральным органам социальной защиты, образования и здравоохранения способствовать практическому воплощению прав людей с трудностями коммуникации на самовыражение способами альтернативной коммуникации и на то, чтобы их понимали.
Напоминая, что, в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах инвалидов государство должно наделять инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества, участники считают необходимым содействие освоению альтернативных и дополнительных методов, способов и форматов общения, а также жестового языка, чтобы обучение детей и взрослых с нарушениями развития и речи осуществлялось с помощью наиболее подходящих для каждого человека методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

Сознавая, что для реализации права на образование государство должно обеспечить доступ к образованию всем инвалидам, не исключая их по причине инвалидности из системы общего образования, предоставляя им разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности и требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения, участники рекомендуют всем ведомствам и учреждениям системы образования содействовать освоению усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения.

Признавая важность международного сотрудничества и его поощрения в поддержку национальных усилий по реализации прав инвалидов, участники считают полезным и продуктивным продолжать и развивать важное для России международное сотрудничество в области альтернативной и дополнительной коммуникации. Такое сотрудничество важно развивать как между научными и образовательными учреждениями, так между организациями и учреждениями, работающими на практическом уровне, в частности, между общественными организациями инвалидов, школами и т.п. Это поможет взаимному обмену информацией, опытом, программами и технологиями.

Понимая сложность развития идей ААС для родительского и профессионального сообщества необходимо проводить исследования и собирать доказательную базу в области ААС, привлекая пользователей ААС и их семьи.

Таким образом, участники конференции считают важным и необходимым:

  • внести в региональные и федеральные перечни вспомогательное оборудование и технические средства для облегчения коммуникации (коммуникаторы, синтезаторы речи, средства для адаптации работы с компьютером, планшетные коммуникаторы и т.д.) для детей и взрослых с нарушениями коммуникации (включая людей после инсультов, черепно-мозговых травм и пр.);
  • проводить курсы повышения квалификации в области ААС для специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования и социальной защиты; такое обучение должно охватывать просвещение в вопросах инвалидности и использования подходящих альтернативных методов, способов коммуникации, учебных методик и материалов для оказания поддержки людям с нарушениями коммуникации; для этого должны проводиться не только краткосрочные курсы повышения квалификации и переподготовки в области ААС, но и разрабатываться общие программы по альтернативной коммуникации для всех профильных ВУЗов (как отдельные курсы, так и спецкурсы); необходимо расширить базовые знания профессионалов по развитию коммуникации в целом, в том числе ее альтернативных форм;
  • разработать и ввести программы обучения альтернативной коммуникации как обязательный элемент общих учебных программ для особых детей, не владеющих речью или испытывающих затруднения в коммуникации;
  • законодательно закрепить обязанность образовательного учреждения использовать и развивать ту систему коммуникации, которую ребенок использовал ранее в семье и другом учреждении, чтобы избежать переучивания и других негативных последствий, а также обеспечить выделение специального времени в работе профессионалов ДОУ и школ для работы с каждой семьей, использующей ААС;
  • способствовать организации ресурсных центров поддержки родителей и педагогов в области альтернативной коммуникации, а также образованию родителей и педагогов в области альтернативной коммуникации — организовывать тренинги, занятия, супервизии;
  • содействовать ДОУ и школам в приобретении технических средств, обеспечивающих и облегчающих использование альтернативной коммуникации;
    ходатайствовать о льготах для российских производителей вспомогательного оборудования для облегчения коммуникации.


Участники просят передать резолюцию конференции:

  • В Межведомственную рабочую группу по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, созданную по приказу Министра труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ № 256 от 16 апреля 2014 года);
  • Астахову Павлу Алексеевичу, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка;
  • Смолину Олегу Николаевичу, депутату Государственной Думы;
  • Агапитовой Светлане Юрьевне, Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге;
  • Казанской Ольге Александровне, Вице-губернатору Санкт-Петербурга;
  • Ржаненкову Александру Николаевичу, Председателю Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга;
  • Воробьевой Жанне Владимировне, Председателю Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
  • Косткиной Людмиле Андреевне, депутату и председателю постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Резолюция принята участниками конференции 20 сентября 2014 года.