Логофуршет «Белый чай»

11 октября в библиотеке им. А. С. Пушкина (Дом Смышляева) г. Перми состоялся логофуршет «Белый чай». В Круглой гостиной библиотеки специалисты кафедры логопедии ПГГПУ рассказали об альтернативном общении. Эти способы коммуникации необходимы тем, кто в силу разных причин не может пользоваться обычной речью и тем, кто взаимодействует с «неговорящим» человеком.

Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут использовать вербальную коммуникацию — говорить, но успешно общаются на невербальном языке — языке жестов, мимики, положения тела, изображений, эмоций. Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей.

Участникам логофуршета была предложена игра: все поделились на «официантов кафе» и на «неговорящих» посетителей. Официант, не пользуясь письмом, должен был на языке жестов предложить клиенту меню обеда из четырех блюд, а клиент — понять официанта и сделать выбор. Описать простейшие блюда на невербальном языке оказалось очень сложно. Молоко превращалось в говяжий бульон, рис — в яйца, биточки — в пельмени. Кто — то, заказав мороженое, смог его «съесть» в кафе, а кто — то понял, что официант предлагает посетителю забрать упаковку с мороженым с собой…

Использовать альтернативную коммуникацию может любой человек, который в ней нуждается. Такое общение может быть постоянным или как временная помощь для приобретения и владения речью. Это дети с синдромом Дауна, дети с церебральным параличом, с аутизмом. Альтернативная коммуникация необходима людям с прогрессирующими заболеваниями, состояниями после инсульта, трахеотомии, аварии. Не надо говорить, насколько такие люди зависимы от окружающих. Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей. В связи с тем, что «неговорящего» человека понять очень трудно, он чаще всего лишён возможности предъявлять свои требования. Отсюда подавленность и неверие в себя, в свою ценность и значимость, страх, отчужденность, враждебность.
Мероприятие было призвано поделиться теми ресурсами, которыми обладает альтернативная и поддерживающая коммуникация. Специалисты рассказали о системах альтернативного общения, о способах развития навыков дополнительной коммуникации.

Альтернативная и дополнительная коммуникация:
возможности и барьеры

1. Общие положения

1.1. Конкурс видеороликов «Путь к коммуникации для каждого» (далее — «Конкурс») проводится в форме открытого голосования в сети Интернет.

6 февраля 2017 г. был представлен опыт работы «Альтернативная коммуникация для ребенка с ТМНР. Уровни активности»

Ведущие мастер-класса №1 — педагоги ГБОУ школа № 627 Невского района, г. Санкт-Петербург.

В 2017 году СШ Каритас начала уникальный проект по развитию и продвижению альтернативной коммуникации в нашей стране.

Представляем первый новостной листок, посвященный реализации данного направления. Мы планируем публиковать этот листок раз в месяц.